?

Log in

 
 
10 February 2017 @ 05:27 pm
Допрос. Расим Оджагов. 1979  
Допрос (Расим Оджагов - Азербайджанфильм, 1979)
Азербайджанский фильм на острую тематику о коррупции, пропитавшей практически всю верхушку по крайней мере небольшого городка. Не самый удачный и не самый молодой следователь Ганиев (Александр Калягин) назначается прорабатывать арестованного работника торговли Мурада Абиева (Гасан Мамедов), которого обвиняют в нелегальной торговле в больших масштабах. Он своей вины не отрицает и заявляет, что не только действовал сам, но и все деньги от продажи забирал себе. Ганиев, будучи человеком может и не самым успешным в карьерном плане, на самом деле достаточно умен, чтобы понять, что тот просто физически не мог все сделать сам и потратить все деньги. Но Абиев молчит, а сверху начинают потихоньку поддавливать, прося побыстрей закрыть это простое с их точки зрения дело. На самом деле, как понимает следователь, многие хотят завершить его расследование побыстрей совсем по другим причинам. Если Абиев начнет давать показания, то ниточки приведут к таким людям, которых не хотелось бы валить, так как от них распространяются все деньги, квартиры и удовольствия в обществе. Ганиев оказывается на тонкой грани - следовать ли долгу и чести, или послушаться начальство и стать одним из тех богатых и обеспеченных, но купленных, людей. И ветер дует со всех сторон.

Довольно неожиданная картина, которая пусть и не первой, но стала ласточкой целой серии детективов, которые разоблачают высокопоставленные фигуры во власти. Да, во второй половине 80х их станет гораздо больше, но в конце 70х снимать о таком было очень смелым решением. Так что, создатели картины режиссер Оджагов и его сценарист Рустам Ибрагимбеков, постарались как можно сильней обезопаситься. Дело в том, что события фильма на самом деле основаны на реальном деле, которое прогремело в Азербайджане в конце 60х, когда полетели головы таких людей, что не смог удержаться на посту сам первый секретарь ЦК республики. Занятно, что именно после этого скандала этот пост занял Гейдар Алиев, который с поста главы республики до конца своей жизни не сходил. В самом расследовании и успешном его доведении до конца нет особо ничего удивительного. Советские власти периодически сносили весьма крупные фигуры, чтобы показать видимость борьбы с коррупцией - прием известный.

Так что, и появление подобного фильма не стоит считать таким уж смелым поступком, хотя отметить социальную, пусть и частично несколько искусственную, стоит. Все-таки и гораздо менее вызывающие фильмы отправлялись в подвалы госархива без малейшей надежды на прокат, а головы менее смелых авторов летели с пугающей частотой и скоростью. Ведь, несмотря на тщательно и громко расписанное пояснение в начале фильма, что описываемое событие является исключительным случаем, зрители понимали, что речь идет как о тотальной коррупции власти, так и громадном классовом размежевании между теми, кто по блату может достать что-то и теми, кто мечтает стать такими и ради этого готов пойти на все. Дополнительный интерес вызывает стилистическое решение авторов, которые пошли на еще один риск и сняли ленту на черно-белую пленку. Современные кинокритики любят тут приплести как итальянских леваков 50х, так и американских мастеров нуара 40х, но Оджагов смог создать сухую, отстраненную картинку, точно описывающее состояние человека на грани ужасного открытия, которое точно не позволит ему спокойно жить дальше. Так что, вопреки всем сегодняшним сомнениям по поводу смелости, этот фильм стал не только героическим подвигом художника, но и сам по себе является интересной и элегантной, полной психологического динамизма, работой.