?

Log in

 
 
12 February 2017 @ 08:49 am
Возраст Земли. Глаубер Роша. 1980  
Возраст Земли (Глаубер Роша, 1980, A idade da terra)
Очень странный, хотя и, безусловно, яркий бразильский фильм, обвиняющей, как всегда, американцев, во всех грехах. Как минимум, тут они виноваты в попытке уничтожить планету Земля. Американский миллионер Брамс (Маурисио де Валле) заваливает страну американской валютой, развращающей и смущающей слабых людей. Там у него в семье все непросто – жена пытается строить какие-то интриги, в том числе пытаясь подбить сына свергнуть папашу и взять власть в свои руки, но это только осложняет жизнь простых людей, гнущихся под давлением капиталистической машины. Тем временем, в глубинах джунглей реки Амазонка появляется, как его называют, Христос индейцев (Жесе Валадао), который может творить все чудеса – ходить по воде, исцелять больных, нести надежду. Он становится олицетворением революции в массах, в стране, в мире. Религиозные обряды и местные культы переплетаются в этом непонятном и разозленном фильме с последними новостями из телевизора. Виновные найдены, что делать с ними осталось только решить, да и разобраться во всех аспектах свершившейся революции.

Последний фильм бразильского режиссера Глаубера Роша, который, несмотря на свой молодой возраст, успел наснимать большое количество фильмов, один других страннее, но умер от пневмонии в возрасте 42 лет вскоре после выхода в прокат этой картины. Его творчество никогда не отличалось особой доступностью простому зрителю, понятной нарративной системой и простотой тематики. Он почти всегда брался за очень амбициозные проекты и выстраивал фильм довольно авангардным, вызывающе смелым образом. Единственная проблема с его картинами – смотреть их сложно, особенно эта лента, досмотреть до конца которую будет не так просто – бесконечная смена каких-то интервью, телевизионной хроники, танцевальных ритуалов, планов сельвы и городских ландшафтов, все это сменяется, принося смысла в очень малых дозах.

За этот фильм Роша взялся сразу после того, как убили итальянского режиссера Пазолини. Он заинтересовался, что бы случилось, появись Христос в далеком уголке, в стране, где капиталистические принципы сцепились в вечной борьбе с идеями социализма. Местечке планеты, где расы переплелись между собой. Режиссер яростно хватает за грудки все проявления современной общественной жизни, от католицизма до расизма, от колониализма до революционных масс. И все бы можно понять, если бы он не разрезал фильм и не смешал его в случайном порядке. По крайней мере, такое остается впечатление. Ибо впитывать идеи, которые распространяет фильм, на самом деле очень сложно.