?

Log in

No account? Create an account
 
 
17 February 2017 @ 07:45 am
Маньяк. Уильям Лустиг. 1980  
Маньяк (Уильям Лустиг, 1980, Maniac)
Жутковатый и очень неуютный фильм про человека, в котором вы никогда не признаете садиста-психопата, но который на самом деле убивает женщин в огромном количестве. Его зовут Франк (Джо Спинелл), он работает на неприметной и тихой работе и мало выделяется среди толпы. Единственное, разве что, в детстве его сильно унижала и обижала родная мать, работавшая проституткой. Но когда она погибла в катастрофе, он не смог без нее жить. Он настолько страдал по ее присутствию, что начал встречаться с женщинами. С этим у него особо проблем не было, мужчина он знатный. Но когда дело доходило до близости, то с этим возникали определенные проблемы – секс и женщины у него ассоциировались с унижением и болью, которую он защитной реакцией переносил на партнерш, заканчивая свидания убийствами. Судя по раскаянию после совершенных актов, он делает это скорее в силу какой-то психической болезни, но это совсем не важно. Сдирая волосы с убитых девушек, он приносит их домой и приклеивает к манекенам, забивая ими все пространство вокруг себя. Ведь с ними он не будет больше чувствовать себя таким одиноким.

Сама идея поставить в центр повествования маньяка на самом деле не так нова. Еще со времен скандального «Подглядывающего Тома» Пауэлла и Пресбургера. Однако к этому времени каждый подобный опыт в годы выхода этой ленты в прокат воспринимался особым образом. Но Уильям Лустиг одним этим персонажным ракурсом не ограничился. Будучи режиссером еще не очень опытным, он решил взять не тонкостью, а напором. Его главный персонаж получился настолько отталкивающим, что вызывает отвращение и отторжение. А то, что зрители оказались с ним один на один на протяжении всего фильма, вызывало у многих во время просмотра чуть ли не физиологическую тошноту. По крайней мере, некоторые культовые сцены из этого фильма – вроде стрельбы в голову сидящего в машине человека или скальпирование – заставляли людей массово покидать просмотр. Картину, конечно, нельзя назвать визуально революционно и радикально жестокой – в то время жанр ужасов, усилиями некоторых итальянских авторов с сорванной резьбой, набрал какую-то пугающую и неприятную высоту. Лустиг взял скорее именно атмосферой неприязни.

Причем картина режиссеру далась непросто. Снималось все небольшой независимой студией, у которой не было денег даже на то, чтобы получить разрешение у мэрии города Нью-Йорк. Так что, практически все, что было снято на улице, было снято незаконно и очень быстро – партизанскими методами. Возникли проблемы так же и во время подготовки к прокату. Американские цензоры долгое время не знали, что делать с этой лентой. Частично повлияло то, что дистрибуцией занималась другая небольшая компания, которая не могла как-то помочь с получением разрешения. Впрочем, и запрещать фильм в стране не спешили. А в Британии и вовсе получился конфуз – из четырех членов сертификационного комитета была одна женщина, которая единственная выступила против выдачи разрешения на прокат. Вопрос повис на долгое время – это погубило много проектов и небольших студий. Однако, фильм оказался весьма бодрым в прокате, отбив вложения в 20 раз. Кроме того, столь необычная работа стала объектом интереса интересующихся кино зрителей, которые сделали фильм настолько культовым, что почти четверть века спустя в американском прокате появится римейк этой ленты.
Tags: