?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 March 2014 @ 08:35 pm
Кризис. Ингмар Бергман. 1946  
Кризис (Ингмар Бергман, 1946, Kris)
По сути, первый фильм великого, наверное, самого великого режиссера в истории кино. Начиналось все, впрочем, не так уж величественно, а с таких вот бытовых остросоциальных историй, вроде этой, которая посвящена девушке по имени Нелли (Инга Ландгре), которая собирается на свой выпускной бал. Ей исполнилось 18 лет и школьные годы позади. Живет она с Ингеборгой (Дагни Линд), приемной матерью, которая рассказала ей уже давно, кем является ей на самом деле, однако девушка восприняла правду спокойно и считает, что мать та, которая ее воспитала. Впрочем, вот на пороге появляется и мать биологическая, приехавшая из столицы Дженни (Марианн Лефгренн). В ней проснулся материнский инстинкт и она хочет пообщаться со своей дочерью, которую не видела всю жизнь, и, по случаю, попробовать перетащить ее к себе в большой город. Вслед за ней приезжает и ее любовник – молодой Джек (Стиг Олин), перед очарованием которого Нелли устоять не в состоянии. И вот она надирается на своем выпускном балу, грубит и рвет отношения с добрым и хорошим, пусть и не таким уж молодым, человеком, который за ней ухаживал, спит с Джеком и уезжает, понятное дело, подальше из своей деревни вкусить все прелести взрослой жизни.

Ранние фильмы Ингмара Бергмана вряд ли можно отнести к шедеврам мирового кинематографа. Сам автор тоже их не особо любил, предпочитал не обсуждать, а про конкретно этот фильм говорил, что был готов тогда экранизировать хоть телефонный справочник, так ему хотелось снимать. И действительно, если смотреть этот фильм, то сроду не поймешь, что автор, годы спустя, станет снимать невероятно прекрасное кино. Постановка довольно неуклюжая. Персонаж-гид, который закадровым голосом поясняет происходящее на экране. Весьма тяжеловесная и навязчивая музыка, подчеркивающая эмоции героев. Все то, от чего Бергман избавится довольно быстро, кстати говоря. Стилистически, фильм тяготеет скорее к тому тяжеловесному, неповоротливому французскому кинематографу 30-х.

С другой стороны, уже тут можно проследить эволюцию тем, которые интересовали Бергмана на протяжении всей его творческой карьеры – сексуальная ревность и непростые внутрисемейные отношения. Весьма неплохо получилось поставить контраст между спокойствием и пастельной идиллией маленького городка и ритмом жизни, бешеным темпом и энергией большого города. В этом всепоглощающем, может быть еще слишком сыром в отношении постановки, развитии персонажа есть что-то пропитанное сильнейшей энергетикой. Есть тут и первая в творчестве Бергмана сцена сновидения, судя по всему, лучшая сцена фильма – когда приемная мать спит в поезде и у нее перед глазами проносятся сцены ее жизни с Нелли. Причем именно тут уже автор применяет прием, который будет использоваться им позже – наложение двух лиц в кадре.

Из всех персонажей наибольший интерес вызывает разве что этот странный поэт, трепач, пройдоха-альфонс Джек, сыгранный Стигом Оленом. Главная героиня не обладает ни малейшими зачатками характера, несется, как листик по сильному ветру. Ее матери тоже весьма просты и двумерны – первая слишком любит ее и живет ради нее, вторая – второй наплевать и от этого она не отходит ни на пару шагов. Забавно, что некоторые критики считают, что в персонаже Джека режиссер воплотил альтер-эго. Он столь же умело жонглирует словами, образами, эмоциями, но при этом, вопреки тому, что носит усы, шляпу и постоянно курит, всего лишь молодой и ранимый человек, который только что закончил школу. Он вечно корит себя за все, что случилось с ним в жизни и постоянно жалуется, обвиняя свои слабости.

Фильм приняли в прессе довольно прохладно, если выражаться вежливо. Потому, что некоторые заявляли, что это – один из наиболее глупых, неуклюжих и слабых фильмов из уже отснятых. Сам Бергман признавал, что имел довольно смутное представление о том, как нужно снимать фильмы. Чуть позже он получит несколько полезных уроков, которые усвоит с потрясающей педантичностью, вроде – снимай проще, ставь актеров перед камерой и снимай, как ему советовал Виктор Сьестром. Так учила голливудская школа кино, которая отрицала всяческие поползновения экспериментаторства и поиска интересных приемов. Впрочем, сам Бергман не собирался ограничивать себя подобными условиями и не собирался провести всю свою жизнь, ставя второсортный материал. Так или иначе, слабый успех фильма не стал финальной точкой в фильмографии Бергмана, на него обратили внимание более независимые продюсеры.