?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 November 2018 @ 07:57 am
Навигатор. Джейсон Уорд. 1988  
Навигатор (Джейсон Уорд, 1988, The Navigator: A Medieval Odyssey)
Занятный новозеландский фильм, который начинается как захватывающая дух сюрреальная постапокалиптически-средневековая история, но потом оборачивается чуть менее оригинальной темой о попавших в наше время пришельцах из прошлого, оставаясь при этом, все же, чисто новозеландской темой, как это ни странно. Группа деревенских парней из английской деревеньки XIV века, испугавшись историй о распространяющейся по всему миру Черной Чуме, решают довериться видениям местного провидца - паренька по имени Гриффин (Хэмиш МакФерлейн), который предсказывает, что может найти лекарство от чумы. Ему верит самый смелый житель деревни - Коннор (Брюс Лайонс), за которым идут уже несколько других крепких ребят. Они зарываются в пещеру, где собирают металл для того, чтобы выплавить крест и разместить его на самом большом в мире соборе. Но по туннелю, который они вырыли во время раскопок, группа древних англичан попадает в современный новозеландский городок - очевидно, что рвение парней прорыло Землю и время насквозь. Впрочем, они не теряются и решают продолжить свою миссию, во что бы то ни стало. Опять же, это первый раз, когда они попадают в большой город, так что, ничего удивительного, если там столько подобных демонов и чудес.

Идея снять подобное кино пришла в голову новозеландского режиссера Уинсента Уорда, когда он сам застрял посреди немецкого автобана, в ужасе от пролетающих мимо машин. Тут еще пришла на память история в местных газетах о попавших в австралийский мегаполис двух парнях из Папуа Новой Гвинеи. Все это, вместе с воспоминаниями из детства о том, как можно прорыть туннель сквозь Землю и попасть на другую ее сторону, породило забавный сценарий, полный мрачноватых шуток и воинственных, одержимых своей целью, парней. Для остроты также была добавлена исключительно новозеландская приправа из боязни атомной энергии и актуальный страх для середины 80х относительно СПИДа, который многие видели как новую чуму, способную выкосить население планеты. Впрочем, дальше, чем просто намеки и мысли, Уорд не пошел, оставив настроение фильма в рамках истории о нескольких людях, которые неуклонно следуют своей судьбе. Что лежит в конце их пути - акценты для других фильмов, не этого. Что же касается географической принадлежности, то это чисто новозеландская работа. Упоминание австралийских инвесторов уместно только в ракурсе дополнительного финансирования - из-за отсутствия собственного бюджета лента чуть не была закрыта и была отложена на год, пока искали деньги.

Сами съемки были столь же трудны, сколь и поиски финансирования его. Сложные сцены, дорогие трюки, попытки снимать на далеких местах, да еще и перфекционизм режиссера - все это стоило невероятных усилий и денег. Но результат стоил того, нужно отметить. Сцены в средневековье восхищают своей натуралистичностью и сюрреалистичностью одновременно. Пока многие американские студии видели эту эпоху через призму грудастых принцесс и очаровательных принцах с блестящими доспехами и красивыми прическами, английская деревня Уорда утопала в грязи и отбросах. Само настроение мрачной и антиутопической драмы в первых сценах на многие годы опережает тенденции снимать подобные костюмированные истории. Да, сама идея о попадании в настоящее простых парней из средневековья не так оригинальна сейчас, но по тем временам рынок развлекательного кино подобного рода не был так пресыщен. Да и Уорд предлагал материал исключительно высокого качества. В материале можно копаться долго, выискивая политически-социальные отсылки и восторгаться смелостью новозеландцев, наивно противостоящих рационализаторскому зерну развития. Но, этот фильм - в первую очередь интересная и прекрасно снятая история, встретившись с которой зритель вряд ли когда ее забудет.